Железный Джон, глава 8, часть 2: Калечащее Ранение

Оглавление
8-1: Ранение Гениталий 8-3: Ранение от Вепря,
Убившее Адониса
 →
Нет ничего похожего на ранение в голову или в плечо, или в грудь, чтобы сконцентрировать своё внимание на голове, плече или груди. Действие с новой раной концентрирует внимание юноши на его бедре. Чем дальше продолжается наша история, тем больше и больше юноша соприкасается с подземными сокровищами — пеплом, вооружёнными мужчинами, конём — и теперь юноша отправляется, так сказать, в нижнюю часть своего тела.

Яркое описание раны есть в рассказе братьев Гримм “Живая вода”. Юноша проходит сквозь сложный комплекс испытаний, пытаясь вернуть “живую воду” и спасти больного отца. Принцесса рассказывает ему, где находится фонтан, и что он должен набрать воды прежде чем часы пробьют двенадцать ударов. Он успешно набирает воды. “Как только он прошёл сквозь железные врата, часы пробили двенадцать, и ворота захлопнулись с такой силой, что отрубили ему кусок пятки”. Рана ноги, и снова к концу истории — мы догадываемся, что это замедлит его.

Раненная нога влияет на передвижение. Это как если бы первая рана мальчика на пальце ускоряла его вверх, а эта замедляет, ведёт вниз. Старая традиция гласит, что чувства связаны с замедленностью. Возможно, эта рана углубляет его чувства.

Иаков, быстрый и беспринципный, такой умный, что может обмануть Исава, позже призван бороться с Богом, и во время этой неравной борьбы получает вывих бедра и небольшую хромоту. Старая традиция говорит, что Иисус немного прихрамывал, легенда Роберта Грейвса ссылается на Царя Иисуса.

Здесь мы можем говорить о заземлении, в смысле медного провода, идущего прямо в землю. Что лучше раненной ноги может соединить с землёй? Проколотые лодыжки Эдипа, казалось бы, обеспечили ему надёжное соединение с землёй в младенчестве. Но позже он получает заземление. После того, как он ослепляет себя, он ходит медленно, идя сквозь Святую Рощу к своей дочери. Его связь с землёй настолько хороша, что после его смерти земля раскрывается и он исчезает в ней.

Мы помним, что Гефест тоже хромал. Люди в древние времена думали, что кузнецы были опасно магическими и драгоценными, потому что они осмелились расплавить металл, и некоторые племена, кажется, намеренно калечили своих кузнецов, чтобы удержать их от перехода в другое племя. Такой кузнец получает “заземление”, как мы “заземляем” ребёнка, если он остаётся в детстве слишком надолго.

Некоторые древние традиции говорят, что мужчина не взрослый, пока не становится открытым к миру души и духа, и они говорят, что такое открытие делает рану в правильном месте, в правильное время, в правильной компании. Рана позволяет духу или душе войти. Джеймс Хиллман, ссылаясь на Ганса Касторпа в Волшебной Горе и пятна туберкулёза на лёгких Касторпа, говорит: “Сквозь маленькое отверстие его раны вошли огромные царства духа”.

Люди слишком здоровые, слишком решительно настроенные, слишком мускулистые могут использовать своё здоровье, чтобы предотвратить свои души от входа. Через совершенство победы они достигаются здоровья, но душа входит сквозь отверстие поражения.

Персидский поэт Руми подводит прекрасный итог всему этому в своей поэме о хромом козле:

Ты видел коз, что топали к воде?
В конце хромой, задумчивый козёл,
С пучком колючек в грязной бороде,
С трудом тащился, грустен и тяжёл…

Сперва не разглядевший плутовства,
Теперь хохочет весело народ –
Напившись, стадо тянется едва,
А тот хромой козёл его ведёт!

Есть разные пути вести дела –
Один брыкается, другой бредёт в тиши…
Хромого же стратегия козла
Ведёт к корням существованья души!

И если хочешь, чтобы похвала,
Твой день украсила, приятель добрый мой,
То научись стратегии козла,
И стадо за собой веди домой.

Маснави, III, 114-127

8-1: Ранение Гениталий 8-3: Ранение от Вепря,
Убившее Адониса
 →
Оглавление
Метки:

Добавить комментарий

Войти с помощью: