↑ Оглавление | |
← 7-4: Пороговое Пространство | 7-6: Последовательность Великой Матери → |
Напомним, что Королева в Белоснежке однажды шила у окна с рамой из чёрного дерева, когда снаружи выпал снег; и когда она уколола палец, три капли крови упали на снег. Она сказала: «Я хочу ребёнка белого как снег, красного как кровь и чёрного, как эта оконная рама». Герой или героиня сказки — будь то русская, немецкая или финская сказка — тот, кто имеет шансы увидеть капли красной крови от чёрного ворона на белом снегу, и сразу же погрузиться в йогический транс. Что говорит об огромной власти, которую имеют или имели красный, чёрный и белый над сознанием человека вплоть до Средневековья.
Мы кратко рассмотрим африканские и европейские ассоциации вокруг красного, белого и чёрного. Виктор Тёрнер в своей книге «Символ и ритуал» собрал очень много информации о трёх цветах в Африке. Для племени Ндембу в Замбии, с которыми Тёрнер жил в течение многих лет, многое в их религиозной системе зависит от отличий в цветовой гамме.
Красный для Ндембу — это кровь рождения, менструальная кровь, кровь пролитая оружием. Ашанти добавляют к этому несколько ассоциаций: красный для их трибун, для красной земли и культа земли; и для войны, и колдовства, и жертвоприношения людей и животных. Европейские ассоциации недалеки от африканских. Барбара Уокер в её Энциклопедии женских мифов и секретов назвала красный «кроваво-красной нитью жизни». Европейцы также добавляют к нему злости: «Он увидел красный». Красный говорит о быкоподобной ярости. «Не маши красной тряпкой перед быком».
Белый для Ндембу и Ашанти связывается со спермой, слюной, водой, молоком, озёрами, реками, «благословением потока воды», морем и священством. Тёрнер говорит о Ндембу: «Белизна представляет собой единую сеть связи, в идеале включающую в себя как живых, так и мёртвых. Это правильные отношения между людьми как просто между человеческими существами, и их плодами являются здоровье, крепость и все хорошие вещи. Белый смех, например, это то, что зримо проявляется в проблескивании зубов, демонстрирует товарищество и хорошую компанию» (Ритуальный Процесс). Из-за ассоциации с белой спермой, белый говорит о мужском принципе, тогда как красный указывает на женский принцип. Противоположность не из простых, ведь белая молодка означает жизнь и плодородие, а красный петух приравнивается к смерти и колдовству. Тёрнер говорит: «Нет чёткой корреляции между цветами и полами. Цвет символически не постоянно связаны с полом, хотя красный и белый могут ситуативно представлять собой противположность полов».
Для европейцев белый сохраняет связь с благословением и с молоком, и это предполагает некоторые качества доброго товарищества, и силу. Он также вызывает ассоциации с чистотой, детьми и невестами, и следовательно и с человеком с высокими моральными ценностями, такими как белый рыцарь, борющийся за чистоту, Деву и добро.
Чёрный цвет — это уголь, речной ил и чёрные фрукты для Ндембу, и он выступает за негодность и зло, почерневший труп, страдания, болезни, отсутствие чистоты, ночь и тьму. Тёрнер добавляет, что чёрный также относится «к понятию мистической или ритуальной смерти и связанным с понятием смерти страсти и вражде … для Ндембу умереть часто означает конец определённой стадии развития сквозь смерть к возмужанию. «Для европейцев чёрный также означает смерть и траур. Они добавляют к этому депрессию: «Он в чёрном настроении». Также чёрный означает левый путь: «Она чёрная ведьма» или «Он чёрный маг». Европейские и египетские алхимические ассоциации вокруг чёрного очень близки к африканским: чёрные трибуны для сырой материи, «prima materia«, свинец и тело Осириса в подземном мире.
← 7-4: Пороговое Пространство | 7-6: Последовательность Великой Матери → |
↑ Оглавление |