↑ Оглавление | |
← 8-7: Дикарь и его Качества | 8-9: История: Свадебный Праздник → |
Я вижу семь из эти сущностей до сих пор. В этой книге мы подробно говорили о существе, которого мы назвали Королём, и уделили много внимания Воину. Одна из величайших фигур в мужской психике — это Любовник, и мы говорили о нём, когда говорили о саде. Дикарь, конечно, даёт энергию для всей этой истории. Здесь я кратко расскажу о трёх других, о которых мы пока не говорили.
Трикстера мы назовём пятой сущностью. Американский учёный Пол Радин создал его фундаментальное описание в книге Трикстер, опираясь на великий цикл трикстеров Виннебаго. Похоже, что на североамериканской земле хранит-ся больше энергии трикстера, чем на любом континенте в мире. Американские индейцы создали возмутительные истории о койоте, а Сидящий Бык был “хейока” всю свою жизнь. Мелвиллов Искуситель, или Маскарад знакомит всех с мужчинами девятнадцатого века, которым было мудро не доверять.
Трикстер не “идёт с потоком”, его задача — изменить его, как только он увидит, в каком направлении он течёт, чтобы большая энергия продолжала двигаться. Любой, кто видел американского комика Кэри Оутс, видел и Трикстера в чистом виде. Элегантность Гермеса, о которой мы здесь говорили, например, представление мальчика принцессе через отражённый солнечный свет, принадлежит Трикстеру. Шекспир всегда привносит клоуна или шута, чтобы уравновесить Короля; он любит это множество противоположностей. Во время Короля Лира, написанного в конце своей карьеры, он чтит Трикстера больше, чем когда-либо прежде. Когда Король Лир, ближе к концу пьесы, находит хижину во время шторма, Лир говорит шуту: “Входи сначала ты”.
Шестую сущность я называю Мифолог или Повар. Он знает, как долго должна продолжаться варка, и как перейти от одного этапа к другому. Роберт Мур, писавший о нём, называет его Волшебником или Магом. На высшем уровне он — шаман. Он имеет дело с энергиями в невидимом мире, и по этой причине можно сказать, что Математики — тоже маги.
Иногда, даже когда эмоциональное тело сильно повреждено в детстве, Маг или Повар могут выжить. Это чисто интеллектуальная энергия не так повреждается, как эмоции, цифры выходит и возносятся, чтобы сохранить здравый рассудок. Возможно, мудрое вознесение Мага — это то, как рождается наивный мужчина. Но Мифолог, Повар или Волшебник — это великое благословение. Он незаметно движется за экраном нашей истории, отправив, например, юношу в сад, вне зависимости от того, что сказал Король.
Седьмое существо я называю Горестным Мужчиной. Я верю, что у мужчин есть специальная фигура, ведущая их вниз в одну из их сильных сторон — мощь горя. Есть горе в мужчинах, что не имеет причины. Мы можем почувствовать это у Баха, Рембрандта, Гойи, Гомера. Я не говорю, что женщины не испытывают горя; но мужское горе имеет свой оттенок. Пока в нашей культуре мужчине позволяется горевать в очень малой степени.
Ну, в день, когда я родился,
Бог был болен.
Хорошо, что ещё колотится сердце.
Но часто тень кажется реальней тела.
Самурай сильно проигрывает
Своим доспехам из чёрной драконьей чешуи.
Из “После Смерти” Тумаса Транстрёмера, перевод: К. Андреев
Как мне жить без тебя?
Поднимись ко мне, любовь,
Из реки, или я
Спущусь к тебе.
Из “К Музе” Джеймса Райта
Когда мужчина становится старше, он сам даёт себе разрешение пойти вниз.
Всю нашу жизнь мы сохраняем желание пойти вниз.
Теперь земля знает, когда придёт время падения.
Сообщество из семи существ, упомянутые только что, создают структуру, которую мы могли бы представить как кристаллическую основу для воды души. Около пятидесяти верхних футов воды в мужской душе, как мы все знаем, очень мутные и взбаламученные в наши дни. Так много ролей, от которых мужчины зависели в течение сотен лет, растворились или исчезли. Некоторыми видами деятельности, такими как охота или пиратство, никто больше не хочет заниматься. Промышленная революция отделила мужчину от природы и от его семьи. Единственные рабочие места, которые он может получить, наносят вред земле и атмосфере; в общем, он не знает, стыдно быть мужчиной или нет.
И всё же структура в нижней части мужской психики по-прежнему тверда, как оно было двадцать тысяч лет назад. Современный мужчина просто получает очень мало помощи в том, чтобы к ней спуститься.
Глубинная структура, которую я вижу, создаётся взаимодействием или переплетением старых знакомых энергией, семи фигур, существ, светящихся энергий. Мужчина находит одну или две из них в себе в качестве дара; затем он должен получить помощь в развитии других.
Мы знаем, что воды в женской душе также сильно взбудоражены сегодня. И я считаю, что структура психики женщин также включает в себя переплетение существ, некоторые из которых общие с мужчинами, а некоторые — её собственные.
Учителя и терапевты часто имеют сильного Повара, Мифолога или Мага внутри. Но если учитель не развил Дикаря или Дикарку, он будет тем странным человеком, кого мы зовём “академиком”, и чья любовь к стандартам восхищает во всех отношениях, но кто отфильтровывает дикую природу из Торо или Эмили Дикинсон, или Г.Д. Лоуренса, даже когда он или она учит их. Не все учителя, слава богу, таковы, но университеты скрывают внутри себя много именно таких.
Если психотерапевт не ныряет навстречу Дикарю или Дикарке, он или она пытается излечить словами. Целебная энергия, хранящаяся в водопадах, деревьях, глине, конях, псах, дикобразах, ламах, выдрах, относящихся к области Диких Людей. Терапевты поймут это, когда будут настаивать на том, чтобы проводить терапию с коровой в комнате.
Горестный мужчина без Дикаря может потеряться в лабиринте детства. Горестный мужчина может влюбиться в метафору и символ, как это сделал Кольридж, и не связываться с горами, скалами и цветами, на чём настаивался и кормился Вордсворт.
Когда мужчина наследует великую энергию воина, но не включает Дикаря или Дикарку, он может принести в жертву других, но не знать, кому он должен быть принесён в жертву. Он может бороться за Государство, но не за Космос, используя условия выдвинутые Джоном Уэйром Перри.
Когда Дикарь не является сильной частью Трикстера, Трикстер может развернуть все потоки, но не иметь своего собственного. Мы знаем, кем он не является, но не знаем, где его глубина. Он, так сказать, стреляет из-за дерева, но сам не присутствует в пейзаже.
Если Любовнику не хватает Дикаря, он не может дать достаточно диких цветов. Он может заниматься любовью в помещении слишком долго, быть слишком солидным, отсутствующим, что Йейтс назвал “глупостью”, желать выброситься из дома или с земли для женщины. Грануаль, как мы помним, вогнала нож в бедро Диармуда и оставила его там, когда рассердилась на него. Отказ вытащить нож был необычным выражением его любви, и это было убедительным для неё.
Король без достаточного Дикаря будет королём для человеческих существ, но животные, океан и деревья не будут иметь никакого представительства в его Сенате. Мы чувствуем, что это верно для президента Трумана. И Рейган, мы помним, сказал: “Если вы видели один красный лес, вы видели их все”.
Епископы и Папы традиционного испытывают недостаток Дикаря; они серьёзно относятся к церковной доктрине, но не к экологии земли.
Теперь мы готовы вернуться к последней сцене нашей истории, в которой мужское и женское наконец собрались. Настоящие отец и мать тоже присутствуют. Это свадебная церемония, прерванная странным событием.
Отец и мать юноши были в числе приглашённых на свадьбу, и они пришли, и были в большой радости, потому что уже потеряли надежду когда-либо снова увидеть своего дорогого сына.
Пока все гости сидели за столом для брачного пира, музыка внезапно прервалась, огромные двери распахнулись, и вошёл баронский Король, сопровождаемый процессией из множества слуг.
Он подошёл к молодому жениху и обнял его. Гость сказал: “Я — Железный Джон, чарами превращённый в Дикаря. Ты освободил меня от этой зачарованности. Отныне все мои сокровища принадлежат тебе”.
Когда мы оглядываемся на историю, то понимаем, что Дикарь постепенно поднимался по ступеням, в гармонии с медленным спуском юноши.
В одной шведской версии нашей истории главным героем, инициатором, на самом деле является животное, называемое “уродливым животным”. Он убегает, даёт мальчику лошадей и так далее. Когда наступает время свадьбы, он приезжает и проползает под стол, где сидят жених и невеста, и оттуда говорит юноше, что делать. В нужный момент жених прикасается к “уродливому животному” ржавым мечом, и животное превращается в короля, пропавшего в этой области давным-давно. Размещение животного под столом — это великолепная вариация на тему: презираемое и смиренное становится почитаемым, существо по всей видимости примитивное, становится королём.
Мы привыкли видеть Дикаря влажным, сырым, лесным, невежественным, покрытым листвой, и всё же он связан со священным разумом и солнечным сиянием — он Король.
Энергия, скрытая водой, тёмная, лежащая на спине среди камыша, становится сияющей силой. Как мы видим, огромные двери свадебного зала открываются, и входит баронский король со многими хорошо одетыми слугами.
Когда мы слышим или читаем эту последнюю сцену, мы с некоторым шоком говорим: “Чья это история?”
Мы предполагали, что это история мальчика; но мы видим, что это может быть и история Дикаря. И есть кое-что, о чём мы не знали. Некоторая невидимая сила, о которой мы ничего не знаем, положила изощрённую энергию этого существа в примитивную форму и очертание, словно в клетку.
Тогда наша работа как мужчин и женщин не только в том, чтобы освободиться от семейных клеток и группового разума, но и освободить трансцендентальных существо от тюремного заключения и транса. Это то, что история говорит в конце.
Я думаю, мы сказали здесь о Дикаре столько, сколько нужно. Некоторые люди не любят само слово “Дикарь”. Оно скорее подстрекательское, и я сам не отношусь к нему с нежностью. При первом слушании оно обещает слишком многое. Кроме того, я боюсь книг как-сделать-это о Дикаре. “Я съел булочку с отрубями и обрёл Дикаря.” “Я практиковал мифологическое мышление в течение десяти минут и Дикарь запрыгнул в моё окно.”
Нам нужна деликатность вокруг Дикаря и Дикарки, так что мы причёсываем их кончиками крыльев наших мыслей. Было бы катастрофой набросить на них сеть или успокоить их жаргоном, и отвезти их домой в наш частный зоопарк.
В обычной жизни наставник может направить юношу через различные дисциплины, помогающие вывести его из детства во взрослую жизнь; что в свою очередь связано не с построением тела, но с построением эмоционального тела, способного выдержать более чем один вид экстаза.
Кроме того, мы знаем, что такие посвящения не могут произойти в любой момент или лишь единожды. Они происходят снова и снова. Австралийский абориген сказал что-то вроде этого: “Я делаю посвящения юношей в течение сорока лет, и я думаю, я начинаю понимать себя.”
Путь посвящения в нашем рассказе включает в себя восемь сегментов, но другая история может взять другие слова и заковать нас в них. Мы все боимся коробок, и это правильно.
Многие мужчины говорят мне, что они буквально не знают ни того, что означает слово мужчина, ни того, являются ли они мужчинами или нет. Когда более старый мужчина рискованно называет некоторые мужские качества, которые он видит, то более молодой мужчина может увидеть, как далеко он находится от этой точки, в каком направлении он находится, и хочет ли он вообще идти в этом направлении. Простое присвоение имён человеческим качествам не помогает такому мужчине. Я уже упоминал, что некоторые современные женщины-психологи также верят в то, что называние женских качеств может сделать бессознательную женщину сознательной. Всякое обозначение качеств опасно, потому что имена могут заключать в коробки. Но мы надеемся на лучшее по сравнению с прошлым.
Я не верю, что это внимание к посвящению мужчин заставит мужчин и женщин расти дальше друг от друга. Мужчина, чей Воин или Любовник был сокрушён (и остался таковым) уже находится далеко от женщин. Он не может быть дальше.
Некоторые люди считают, что “мужская работа” важна только для некоторых мужчин — “чувствительных”. “Ну, весь этот мифологический материал прекрасен для чувствительных мужчин, они, вероятно, нуждаются в этом. Но я вижу, как строители едят свой обед с другими мужчинами — у них нет никаких проблем с их маскулинностью. Они даже не думают об этом. Они — настоящие мужчины…”
Но действительно ли двадцатишестилетние журналисты, мужчины и женщины, которые это говорят, полагают, что синие воротнички не стыдятся быть мужчинами? Они воображают, что детство этих “мужских мужчин” не было испорчено? Всякий раз, когда мужчина делает оскорбительные замечания женщинам, проходящим мимо, он обычно испытывает двойную неуверенность в том, что он не испытывает стыда.
Деление мужчин на “чувствительных мужчин” и “строителей” не имеет смысла. Синие воротнички и лесники, участвовавшие в конференциях, что я видел, были такими вдумчивыми и чувствительными, как и любой профессор, руководитель компании или специалист. Так что я думаю, мы можем сказать, что стыд за эти три процента и гордость за эти три процента принадлежат всем предлагающим те же этапы, но в другом порядке, или совершенно другие этапы. Я восхищаюсь порядком обучения “Железного Джона”, но я не думаю, что есть какой-то один правильный порядок посвящения. Мы идём сквозь круг опыта снова и снова — сначала поверхностно, потом, становясь старше, более глубоко.
Этап, который мы думаем, что пропустили, мог иметь место, хотя мы и не осознаём его. Например, рана ноги, давшая нам второе или сострадательное сердце, могла произойти, и нам нужно больше воображения, чтобы понять, когда и как это произошло.
Мужское посвящение продолжается, продолжаетеся женское посвящение, и человеческое посвящение. Мужчины и женщины делят сложное посвящение в человеческое тепло, не имеющее отношение к полу. Наша история не говорит об этом напрямую. Определённые посвящения, в сущности, принадлежат человеку, некоторые феминности, некоторые маскулинности. Очень важно иметь возможность произносить слово маскулинность — не думая, что мы говорим сексистское слово.
Генетики недавно обнаружили, что генетическая разница в ДНК мужчин и женщин составляет чуть более трёх процентов. Это не много. Однако разница существует даже в клетках тела.
Мы знаем, что многим современным мужчинам стало стыдно за свои три процента. Некоторым становится стыдно за историческое прошлое, за репрессивный патриархат, безумные войны, жестокость. Другие мужчины, не видевшие своих отцов, не могут быть верными маскулинности и её ценностями, не хотят быть мужчинами. Но они мужчины. Я думаю, что в этом столетии и в этот момент важно подчеркнуть разницу в три процента, делающая человека мужчиной, не упуская из виду девяносто семь процентов, общие для мужчин и женщин.
Некоторые говорят: “Ну, давайте просто будем людьми, и не будем говорить о маскулинности и феминности.” Люди, говорящие это, воображают себя занимающими высокие моральные позиции. Я говорю, что мы должны быть немного мягче здесь, и позволять словам маскулинность и слово феминность быть сказанными, не боясь, что какой-нибудь нравственный плотник положит современных мужчин в коробку.
Наше обязательство — и я включаю в “наше” всех женщин и мужчин, пишущих о гендерных вопросах — это описывать маскулинность таким образом, чтобы не исключать маскулинности в женщинах, но всё же задевать резонирующую струну в мужском сердце. Никто не говорит, что в женском сердце нет резонирующих струн, но в сердце мужчины есть низкая струна, которая заставляет всю его грудную клетку вибрировать, когда о качествах маскулинности говорят правильно.
Наше обязательство состоит в том, чтобы описать феминность таким образом, чтобы не исключать феминность в мужчинах, но заставлять резонировать большую струну в сердце женщины. Какая-то струна в сердце мужчины тоже будет резонировать, но я подозреваю, что в сердце женщины есть низкая струна, которая заставляет её грудную клетку вибрировать, когда о качества феминности говорят правильно.
В то же время все мы знаем, что в действительности помимо этих двух состояний, “феминность” и “маскулинность”, есть всевозможное степени, промежуточные состояния, союзы, комбинации, гениальные исключения и так далее.
На данный момент есть мужчины и женщины, кто прошёл через дверь скорби в своё детство, и история, пересказанная нами, говорит лучше всего. Они смогут использовать эту историю и другие подобные ей, благословенно сохранившиеся благодаря культуре памяти, в которой жили наши предки вплоть до времени её написания.
Мы все осознаём некоторые священные моменты, когда пересекаются внешние и внутренние миры, когда пересекаются вертикальное и горизонтальное время. Этот момент произошёл, когда люди Короля ранили всадника. Даже несмотря на то, что он остался на коне, его шлем упал, и золотые волосы упали на плечи. В этот момент его истинная личность может быть раскрыта, а вскоре и истинная личность Дикаря.
Руми сказал:
Важно обратить внимание на имя, что Святой дал вещам.
Мы называем всё в зависимости от числа имеющихся ног
Но Святой называет всё согласно тому, что внутри
У Моисея был штандарт. Он думал, что его имя “жезл”;
Но его внутреннее имя было “медный змей”.
Мы думали, что имя “Омар” агитирует против священников,
Но внутри его имя было “Тот, кто верит”
Никто не знает нашего имени, пока наше последнее дыхание не погаснет.
Версия Р.Б.
Юноша в нашей истории спускается со двора в пепел, из пепла к земле, потом к коням под землёй, и так далее. Дикарь проходит его путь наверх, поднявшись из-под воды во двор, затем к своему священному источнику, затем к Хозяину Лошадей, и наконец, к королевству.
Часть Дикаря в каждом мужчине, что когда когда-нибудь была в контакте с дикой природой и с дикими животными, спустилась ниже воды ума, вне поля зрения, ниже человеческой памяти. Теперь он покрыт волосами как если бы был животным. Дикарь в нашей свадебной сцене говорит по сути: “Мощная сила чарами заставила меня жить под водой, пока не появился юноша, который был готов пройти дисциплину, пройти страдания, через которые прошёл ты. Теперь, когда ты это сделал, я могу проявиться как я — Господь.”
← 8-7: Дикарь и его Качества | 8-9: История: Свадебный Праздник → |
↑ Оглавление |