↑ Оглавление | |
← пред. | 1-3: Что Делать Мальчику? → |
Золотой мяч напоминает нам о внутренней гармонии, которая была у нас, когда мы были детьми — это своего рода сияние или целостность, бывшая у нас до того, как мы разделились на мужчин и женщин, богатых и бедных, плохих и хороших. Мяч золотой, как солнце, и круглый. Как и солнце он излучает изнутри сияющую энергию.
Обратите внимание, что мальчику восемь лет. Каждый из нас, будь то мальчик или девочка, теряет нечто важное в возрасте около восьми лет. Если мы сохранили золотой шар в детском саду, то мы теряем его в начальной школе. А то, что осталось, окончательно теряем в средней школе. В «Короле-лягушонке» мяч принцессы падает в колодец. Мужчины мы или женщины, как только золотой мяч ушёл, мы тратим всю оставшуюся жизнь на попытки получить его обратно.
Первым шагом в получении мяча является принятие — решительное, непоколебимое — того факта, что мяч потерян. Фрейд сказал: «Существует печальная разница между блистательным интеллектом ребёнка и немощным рассудком среднего взрослого». Так где же золотой мяч? Говоря метафорически, культура шестидесятых говорила мужчинам, что они найдут их золотой мяч в чувствительности, восприимчивости, сотрудничестве и неагрессивности. Но многие мужчины, отказавшиеся от агрессивности, так и не нашли золотой мяч.
История о Железном Джоне говорит, что мужчина может не надеяться найти золотой шар в женской реальности, потому что его там нет. Новобрачный тихо просит жену вернуть ему золотой мяч. Я думаю, она отдала бы его, если бы могла, потому что большинство женщин в моём опыте не пытаются блокировать развитие мужчины. Но она не может дать ему то, чего у неё нет. Более того, она сама потеряла свой золотой мяч и не может найти ни тот, ни другой.
Очень сильно упростив, можно сказать, что Мужчина пятидесятых всегда хочет женщину для возвращения своего золотого мяча. Мужчина шестидесятых и семидесятых с тем же неудачным результатом просит свою внутреннюю женщину вернуть его.
История Железного Джона предполагает, что золотой мяч лежит в магнитном поле Дикаря. Дикарь — это концепция, которую нам очень трудно ухватить. Мы должны принять возможность того, что истинная сияющая энергия в мужчине не скрыта, не находится, не ждёт нас ни в женской реальности, ни в реальности мачо Джона Уэйна, но скрыта, находится и ждёт нас в магнитном поле глубинной мужественности. Она защищена инстинктом, скрытым под водой неизвестно сколько времени.
В «Короле-Лягушонке» — это лягушка, неприятная, при виде которой каждый говорит «Фу!» — которая приносит золотой мяч обратно. И в версии братьев Гримм лягушка сама превращается в принца — только когда рука бросает его об стену.
Многие мужчины нуждаются в каком-нибудь приятном человеке, который вернёт им мяч, но история намекает, что мы не найдём мяч в силовом поле азиатского гуру или даже в силовом поле мягкого Иисуса. Наша история не антихристианская, она предхристианская, за тысячу или более лет до христианства. И её идея по-прежнему верна — возвращение золотого мяча несовместимо с качествами традиционного послушания и правильности.
Вид дикости или неправильности, присущий образу Дикаря — это не то же самое, что энергия мачо, о которой мужчины знают достаточно. Энергия Дикаря, по контрасту, сопровождает сильную и действующую ответственность, не жестокую, но решительную.
Дикарь не отвергает цивилизацию, но и не обусловлен ею. Этическая надстройка народного Христианства не поддерживает Дикаря, хотя есть некоторые предположения, что Христос был им сам. В начале его служения, волосатый Джон (Иоанн) в конце концов крестил его.
Когда приходит время для юноши поговорить с Дикарём, он может найти этот разговор очень отличающимся от разговора со священником, раввином или гуру. Беседа с Дикарём это не разговор о блаженстве или разуме, или духе, или «высшем сознании», это разговор о влажном, тёмном и низменном — о том, что Джеймс Хиллман называет «душа».
Первый шаг заключается в том, чтобы приблизиться к клетке и попросить золотой мяч обратно. Некоторые мужчины уже готовы к этому шагу, другие ещё не начали вычёрпывать воду из пруда — они ещё не оставили коллективной мужской идентичности и идут в неизведанную область в одиночестве или со своим псом.
История рассказывает о том, что после того как пёс «утащен вниз», нужно начинать работу с вёдрами. Нет никакого гиганта, который придёт и высосет воду из пруда для вас: такой магии нет и она вам не поможет. И выходные в Эсалене не сделают этого. Кислота и кокаин не сделают этого. Это делает мужчина, ведро за ведром. Это напоминает медленное обучение искусству: эту работу уже сделал Рембрандт; и Пикассо, и Йейтс, и Рильке, и Бах сделали это. Вычёрпывание требует большей дисциплины, чем это делают многие мужчины.
Дикарь, как указывал Кейт Томпсон в разговоре со мной, не собирается просто вручать золотой шар кому-либо. Какой была бы история, если бы Дикарь сказал: «Да, хорошо, вот твой шар?»
Юнг заметил, что все успешные запросы в психике включают в себя сделку. Психика любит заключать сделки. Если часть вас, например, слишком ленива и не хочет выполнять какую-то работу, вымученное решение перенести всё на Новый год не принесёт никакой пользы. Дело пойдёт лучше, если вы скажете ленивой части: «Ты дашь мне час для работы, а я позволю тебе быть неряхой в течении часа — идёт?» Так и в «Железном Джоне», сделка заключена: Дикарь соглашается вернуть золотой мяч, если мальчик откроет клетку.
Мальчик, видимо испугавшись, убегает. Он даже не отвечает. Разве это не то, что происходит? Нам так часто слышим это от родителей, священников, школьных учителей и директоров, что мы не должны иметь ничего общего с Дикарём, что когда он говорит «Я верну тебе мяч, если ты дашь мне выйти из клетки», мы даже не отвечаем.
Может быть прошло десять лет. На «второй день» мужчине может быть двадцать пять. Он возвращается к Дикарю и говорит: «Могу я получить обратно мой мяч?». Дикарь отвечает: «Да, если ты дашь мне выйти из клетки».
Вообще говоря, как раз возвращение к Дикарю во второй раз — это удивительная вещь; некоторые мужчины вообще никогда не возвращаются. Двадцатипятилетный мужчин слышит утверждение, что всё в порядке, но у него уже две Тойоты и ипотека, может быть жена и ребёнок. Как он может дать Дикарю выйти из клетки? Мужчина обычно уходит во второй раз, также не сказав ни слова.
Прошло ещё десять лет. Давайте скажем, что теперь мужчине тридцать пять… вы уже видели выражение смятения на лице тридцатипятилетнего мужчины? Чувствуя перегруженность, отчуждённость, пустоту он спрашивает Дикаря на этот раз от всего сердца: «Могу я получить мой золотой мяч обратно?»
«Да» — отвечает Дикарь, — «Если ты дашь мне выйти из моей клетки».
И теперь в истории происходит нечто чудесное. Этот мальчик начинает говорить с Дикарём, и продолжает беседу. Он говорит: «Даже если я захочу выпустить тебя, я не могу, потому что я не знаю, где ключ».
Это здорово. К тому времени нам уже тридцать пять и мы не знаем, где находится ключ. Не совсем точным будет сказать, что мы забыли, где он находится — в первую очередь мы никогда этого не знали.
История говорит, что когда Король запер Дикаря, «он отдал ключ на хранение Королеве», но нам тогда было всего лишь около семи лет, и наш отец никогда не говорил нам, что он сделал с ключом. Так где же ключ?
Я даю аудитории попытаться ответить на этот вопрос:
«Он на шее мальчика».
Нет.
«Он спрятан в клетке Железного Джона».
Нет.
«Он внутри золотого мяча».
Нет.
«Он в замке… на крючке внутри Сокровищницы».
Нет.
«Он в Башне. На крючке, вбитом высоко в стене».
Нет.
Дикарь отвечает: «Ключ под подушкой твоей матери».
Ключ не внутри мяча, не внутри сундука с золотом, не в сейфе… ключ под подушкой наших матерей — именно там, где говорил Фрейд.
Возвращение ключа из-под подушки матери — хлопотное занятие. Фрейд, принимая совет от Греческих игр, говорит, что мужчина не должен допускать даже обоюдного влечения между собой и своей матерью, если он хочет прожить долгую жизнь. Подушка матери, помимо всего прочего, лежит на кровати, где она занимается любовью с вашим отцом. Кроме того, с подушкой связан ещё один подтекст.
Майкл Мид, рассказчик мифов, однажды заметил мне, что подушка также является местом, где матери хранят все свои ожидания относительно вас. Она мечтает: «Мой сын — доктор». «Мой сын — юнгианский аналитик». «Мой сын — гений Уолл Стрита». Но очень мало матерей мечтает: «Мой сын — Дикарь».
Со стороны сына: он не уверен, что хочет взять ключ. Просто перенести ключ от матери под подушку гуру тоже не поможет. Забыть, что это материнские процессы было бы большой ошибкой. Материнская работа, в конце концов, цивилизовать мальчика, и это очень естественно для неё хранить этот ключ. Все семьи на этой планете поступают одинаково: «Король отдаёт ключ на хранение Королеве». Атаковать мать, конфронтировать её, кричать на неё, как призывают нас некоторые фрейдисты, может не привести к желаемому результату — она может просто улыбаться и разговаривать с вами, опираясь локтём на подушку. Разговоры Эдипа с Иокастой не привели ни к чему хорошему, как и крик Гамлета.
Мой друг упомянул, что это мудро — украсть ключ в тот день, когда мать и отец ушли. «Мои отец и мать ушли сегодня» подразумевает день, когда голова свободна от родительских запретов. Джоя Тимпанелли писательница и рассказчица, заметила, что мифологически воровство ключа принадлежит миру Гермеса.
И ключ должен быть украден. Я помню, как разговаривал с аудиторией мужчин и женщин об этой проблеме с кражей ключа. Один юноша явно хорошо натренированный на курсах Нью Эйдж их методам действий, сказал: «Роберт, я обеспокоен этой кражей ключа. Кража — это неправильно. Можем ли мы просто пойти к матери и сказать: ‘Мама, могу я забрать ключ?'»
Его метод был вероятным консенсусом, способом, которым персонал магазина здорового питания урегулирует спорные вещи. Я почувствовал, как души всех женщин в аудитории взвились в воздух, чтобы убить его. Мужчины, таким образом, так же опасны для женщин, как и женщины для мужчин.
Нет матери, ценность которой заключалась бы в том, чтобы когда-нибудь отдать ключ. Если сын не может его украсть, он его не заслуживает.
«Я хочу выпустить Дикаря наружу!»
«Иди сюда и поцелуй мамочку».
Матери интуитивно знают, что произойдёт, если они отдадут ключ: они потеряют своих мальчиков. Чувство собственничества, которое свойственно матерям по отношению к своим сыновьям — не говоря уже о чувстве собственничества, которое свойственно отцам по отношению к своим дочерям — никогда не стоит недооценивать.
Средства получения ключа различны для каждого мужчины, но достаточно сказать, что демократические или нелинейные подходы не приблизят этот день.
Один довольно упрямый юноша однажды протанцевал всю ночь шесть часов подряд, а наутро заметил: «Я получил ключ прошлой ночью».
Другой мужчина заново обрёл ключ, когда первый раз в жизни искренне действовал как обманщик, полностью осознавая своё ловкое поведение. Ещё один мужчина украл ключ, когда противостоял своей семье и отказался выполнять позорное для всей семьи дело.
Мы можем целыми днями говорить о краже ключа в практической плоскости. Сама же история оставляет это открытым, и просто говорит: «Однажды он украл ключ, приблизился к клетке Дикаря, и открыл замок. И когда он это сделал, он прищемил палец». (Эта деталь имеет важное значение в следующей части истории.) Дикарь наконец стал свободен и было ясно, что вернётся в свой лес, «недалеко от замка».
← пред. | 1-3: Что Делать Мальчику? → |
↑ Оглавление |
Символы и сюжеты: потеря, шар, солнце, клетка, ключ, королева, подушка, кража, обман, замок, палец, рана
Знания и умения: игровые навыки, смелость, принятие потерь, не-послушность, переговоры
Ответьте себе в свободной форме (и если хотите, поделитесь своим ответом в комментарии):
а. где же золотой мяч?
б. чем отличается энергия мачо от энергии дикаря?
в. чего ожидала от вас мама?
г. вы уже украли свой ключ? как это было?
Упражнение: напишите 5 важных вещей, которые мама про вас не знает и вероятно не узнает