Железный Джон, глава 6, часть 6: Воинскость в Обучении, Литературе и Науке

Оглавление
6-5: Обретение Четвероногого Коня 6-7: Пеласгинское Сотворение Мира →
В тибетских монастырях XII-XIII веков юные буддийские послушники выстраивались вдоль коридора напротив друг друга. Учитель, проходя между ними, выкрикивал вопросы вроде: «Каким было лицо Будды, прежде чем он родился?». Юноши, слыша горячие возгласы друг от друга и мастера, выкрикивали ответы. Адреналин заливает мозг, струны мышления натянуты, мозг становится соколом, пикирующим и взмывающим в воздух, срывающимся с запястья на охоту за едой.

Отец Онг — священник и автор произведения Оральность и грамотность недавно написал статью о судьбе этого воинственного метода обучения на Западе. Знаменитые средневековые дебаты об ангелах относятся к этому воинственному обучению, которое мы в наши дни высмеиваем, хотя Анри Корбин показал, что эти дебаты были битвой между Аристотелем и Авиценной. Фундаментальные вопросы души — например, существование того, что Корбин называл «образный мир» — были на кону. Авиценна утверждал, что между духом и телом была третья реальность; Аристотель отрицал это.

Отец Онг отмечает, что воинственные дебаты выжили в некоторых европейских университетах, но почти исчезли в американских. Мужчины, не имеющие семейной традиции живой аргументации могут чувствовать себя ошеломлёнными в таких дебатах. Кроме того, некоторые мужчины и женщины обнаружили, что они не наслаждаются этим путём обучения: конкурентные настроения, агрессия, ярость фраз не радуют их, а некоторая жалость к проигравшим убивает радость битвы.

Но исчезновение ожесточённых споров — это потеря. Когда игривые словесные битвы исчезают, то воинскость уменьшается или ограничивается борьбой, футболом, боевыми искусствами, партизанской войной и фильмами с кровью и кишками.

И наука, и литература развивается посредством ритуальных сражений между поколениями. Элиот придумывает новое движение в поэтическом монологе и выгоняет Роберта Браунинга с поля. Так называемая, новая критика, в это время даёт ритуальный бой исторической критике. Позже, левая критика тридцатых нападает на новую критику — и так далее. Если каждое поколение воплощает импульс воинскости, литература продвигает себя вперёд и избегает застоя. Язык ломает кости, но поток сохраняется.

Хосе Ортега-и-Гассет в деталях описывает такое сражение среди астрономов-философов, начавшееся за сто или около того лет до Галилея. Наука приняла борьбу поколений во время Ренессанса, как средство прогресса, и использует её до сих пор.

Блейк бился в умственном сражении с Ньютоном:

Мой дух в борьбе несокрушим,
Незримый меч всегда со мной.
Мы возведём Ерусалим
В зелёной Англии родной.

Перевод С. Маршака

Идеалам воина есть место и в бизнесе. Со времён сёгунов японцы изучали акт самопожертвования, востребованный воинским идеалом, и, кажется, то изучение усилило ответственность и долг, которые они проявляют по отношению к сотрудникам своих компаний. В Соединённых Штатах у владельцев компаний было так мало чувства долга, что профсоюзы вынуждены были встать на защиту работников. В эти дни руководители в Америке легко двигались от компании к компании, выписывая себе премии прямо перед банкротством, продавая пенсионный фонд и так далее. Эти люди, конечно, не строили Иерусалим.

Странно, как мало крепких мечей налогоплательщиков поднято против этих безобразий или против ненасытных сберегательных программ и ссуд, или против президентской кампании, отказывающейся от обсуждения проблем.

Я уже упоминал в предыдущей главе мужчину, который буквально не мог протянуть вперёд руку, если в ней был меч, даже деревянный. Уничтожение воина означает, что меч выбрасывают. Я встречал много хороших мужчин, говорящих, что если бы кто-нибудь и дал и меч, они бы сломали его или зарыли в землю, и продолжили путь.

6-5: Обретение Четвероногого Коня 6-7: Пеласгинское Сотворение Мира →
Оглавление
Метки:

Добавить комментарий

Войти с помощью: