↑ Оглавление | |
← эпилог-3: Дикарь в Античной Литературе | эпилог-5: Угроза от Дикаря в Европе → |
Примером может служить Питер Брейгель старший, нарисовавший сцену фламандского конкурса, которая затем была скопирована в 1566 году, как гравюра неизвестного художника. Эта гравюра сохранилась. Мы видим деревенскую площадь в тот момент, когда Дикарь выходит из леса. Деревенские игроки ранее вышли в лес, одели юношу в какой-то костюм из рыбьей кожи, и дали ему лозы, усики которых запутали в волосах и бороде. Другие усики связаны вокруг его талии, и он несёт дубинку, повторяющую дубинку, принадлежащую великану из Серн-Эббас, вырезанному на склонах Дорсет в Англии. На площади его встречают три актёра, представляющие устоявшиеся или цивилизованные державы. Актёр, представляющий Священную Римскую Церковь и Императора, показывает ему земной шар, увенчанный крестом, чтобы напомнить Дикарю, что его время закончилось. Военный мужчина имеет заряженный арбалет, из которого целится в Дикаря. Третий персонаж, женщина, носит в нескольких изображениях этого спектакля любопытную конусообразную шляпу. В своём платье она похожа на монахиню и протягивает ему золотое кольцо. Кольцо является святым кольцом сексуального союза, которое храмовая жрица предложила ему в Шумере 2200 лет назад. Несколько лет назад Метрополитен-музей опубликовал книгу под названием Дикарь в средневековом мифе и символизме, где воспроизводится эта гравюра на дереве. Редактор Тимоти Хасбенд подводит итог предложению жрицы следующим образом: “Символизируя союз с женщиной, кольцо соблазняет Дикаря священной и законной связью брака, из которого он исключён. Солдат и Император со своим мечом, нарисованным в картине Брейгеля, преследовали Дикаря, готовые нанести ему удар за его преступления против цивилизованного порядка.”
Дикарь игнорирует все эти угрозы и отказывается от предложений; он отказывается бросить свою лесную жизнь. Гравировка показывает, что танцы и дикие торжества начинались в тот момент, когда Дикарь входил в город, и это, кажется, было началом Марди Гра. Он покидает город под приветственные возгласы юношей и под буйный танец влюблённых.
Но маскарад, по всей видимости, заканчивался более зловещим событием. Через милю или около того, горожане встречали его. Они одевали костюм Дикаря на соломенного человека и бросали его в озеро или пруд, таким образом, ритуально его казнив. Деталь увлекательна по отношению к нашей истории, в первую очередь потому, что в ней мифологически объясняется, как Дикарь оказался на дне пруда. Мы также можем видеть в этом ритуальном событии остатки реальной экзекуции, которая, вероятно, исполнялась в более ранние времена.
Тимоти Хасбенд также воспроизводит манускрипт, показывающий Александра Великого, который отделяет Дикаря от его жены, а затем бросает его в огонь. В других картинах мы видим Дикаря, поднятого перед церковными властями для суда. Сжигание Дикаря на несколько сотен лет предшествовало сожжению ведьм на костре, и исходило из того же страха и гнева.
Дикарь также выполняет и другие функции в Средневековых фантазиях: он был известен как друг влюблённых. В традиции куртуазной любви заложен Дикарь. Некоторые витражи из фамильных часовен, например, показывают Дикарей штурмующих стены замка. Они заменили куртуазных рыцарей “штурмующих Замок Любви”. Хасбенд замечает:
Девы в замке — прелестные соблазнительные создания — кажется, подбрасывают цветы больше для поощрения, чем для их отражения. Молодые дикари, зная о характере своего дела, отказались от оружия и брони. Легендарная сексуальная доблесть дикаря в сочетании с готовностью девиц создаёт образ чистой бессмыслицы. Став крепостью чистоты, замок становится место чувственности, а штурм замка приравнивается к удовлетворению физического желания.
Немецкий художник Швайгер создал около 1515 года чудесный рисунок чернилами “Магдалина как Дикарка”. Он рисует её так, как художники традиционно рисовали дикарок: полностью покрытую волосами кроме сосков, локтей и коленей. Три задрапированных и один пернатый ангел возносят её на небеса. Этот рисунок демонстрирует значительную привязанность к Дикарке.
Затем Дикарь и Дикарка занимают сложное место в народном и аристократическом воображении Средневековья. Иногда их хвалят за спонтанность и сексуальную энергию, но чаще наказывают, изгоняют или убивают за это.
Мы должны восхищаться средневековой культурой за сохранение Дикаря в сознании. Понятно, что Марди Гра в Новом Орлеане, например, происходит от деревенских маскарадов, но в нём забыт персонаж Дикаря. Базель всё ещё сохраняет эту связь, а их Фастнахт, проводимый ежегодно, остаётся верным настроению, и множество масок Дикаря является частью представления.
← эпилог-3: Дикарь в Античной Литературе | эпилог-5: Угроза от Дикаря в Европе → |
↑ Оглавление |