Железный Джон, эпилог, часть 3: Дикарь в Античной Литературе

Оглавление
эпилог-2: Сельскохозяйственная Эра эпилог-4: Дикарь в Европейском Средневековье →
Первый раз мы видим Хозяина Животных как полностью развитого эпического персонажа в шумерском эпосе о Гильгамеше, записанном около 700 г. до н.э., но нарисованном с гораздо более раннего материала. Великие города-государства уже существуют. Когда молодой король Гильгамеш, золотой, раздутый, жадный до удовольствий, начинает приносить проблемы, старейшины говорят, что единственное решение — дать ему соприкоснуться с мужчиной по имени Энкиду.

Всё его тело было волосатым, а его пряди были как у женщины или как у богини зерна. Более того, он ничего не знал об устоявшихся полях или человеческих существах и был одет как божество стад. Он ел траву вместе с газелями, толкался с дикими зверями у водопоя и был доволен такой жизнью… Когда Гильгамеш узнал о чуде: “Иди, мой охотник” — сказал он, — “Возьми с собой проститутку из храма, и когда он придёт к водопою со зверями, пусть она сбросит с себя одежду, раскроет свою наготу, и когда он увидит её, он приблизится к ней; и звери после этого покинут его, выросшие вместе с ним на равнине.”

Охотник и храмовая проститутка отправились в путь, и через три дня добрались до водоёма. Один день они сидели; два дня; и на следующий день пришли звери, среди них был Энкиду, питающийся травой с газелями….

Женщина сделала, как сказано: обнажила грудь, обнажила свою наготу. Пришёл Энкиду и завладел ею. Она не испугалась, но отложив в сторону одежду, поприветствовала его пыл, и в течение шести дней и семи ночей Энкиду продолжал спариваться с храмовой девой, после чего повернул голову и сделал движение к зверям. Но увидев его, они убежали, и Энкиду был поражён. Его тело напряглось, колени замерзли — животные убежали. Это было не так, как раньше.

Энкиду повернулся к женщине и, усевшись у её ног, посмотрел ей в лицо; и когда она говорила, его уши внимали. “Ты так прекрасен Энкиду, будто сам бог”, — сказала она ему. “Почему ты бегаешь с животными по равнине? Пойдём, я отведу тебя к крепостной стене Урука, священного храмового города Ану и Иштар, где Гильгамеш, не имеет себе равных, как дикий бык он властвует над людьми.” И пока он слушал, его сердце светлело. Он приобрёл друга. “Очень хорошо” — сказал он. “И я брошу ему вызов.”

Затем Энкиду идёт в город и знакомится с Гильгамешем; в двух схватках Энкиду побеждает, и эти двое становятся неразлучными друзьями. Энкиду появляется здесь как волосатая тень нового цивилизованного городского короля.

Читавшие Ветхий Завет вспомнят Исава, волосатого мужика в семитских легендах, приносящего дикое козье мясо своему слепому отцу Исааку в подарок. Мы уже знаем, что коварные фермеры придут на смену религиозным охотникам по всему Ближнему Востоку, и не удивляемся, когда Иаков, подделав звериную шерсть на тыльной стороне ладоней, выигрывает благословение отца, по праву принадлежащее Исаву. Так это происходило в сельскохозяйственном мире. Из истории Исава следует, что в определённый момент в истории Ближнего Востока волосатый мужчина был выслан или лишён гражданских прав.

эпилог-2: Сельскохозяйственная Эра эпилог-4: Дикарь в Европейском Средневековье →
Оглавление
Метки:

Добавить комментарий

Войти с помощью: