Железный Джон, эпилог, часть 2: Сельскохозяйственная Эра

Оглавление
Эпилог: Дикарь в Античной Религии, в Литературе и в Народной Жизни, часть 1:
Эра Охотников
эпилог-3: Дикарь в Античной Литературе →
Что случилось с Хозяином Зверей, когда люди перешли от охотничьей культуры к культуре охотников-собирателей, а затем к сельскохозяйственному обществу? Точное утверждение о трансформации богов никогда не может быть сделано, потому что боги включают в себя друг друга, обмениваются туда и обратно, создают сбивающие с толка союзы, оставляющие мифологию далеко позади.

Уточнив это ограничение, мы также можем с уверенностью заявить, что на индийском субконтиненте Хозяин Зверей трансформировался в Шиву.

В Дравидийской культуре Южной Индии, преобладавшей до индуистской культуры, Хозяин Зверей получил имя Пашупати, а его компаньонка Повелительница Горы – имя Парвати. Учёные отследили эту пару до раннего Бронзового Века и Неолита. Колоссальное философское и религиозное движение вокруг Хозяина Зверей и Повелительницы входит в классическую индийскую культуру как Шиваизм, слившийся с более ранним анимизмом, и являющийся источником множества более поздних религий. Дравидийский язык на юге Индии является основным носителем шиваитской энергии, и Ален Даниэлу замечает в своей книге Шива и Дионис, что он разделяет много слов с шумерским, баскским и грузинским языками. Танец Шивы Ананды Кумарасвами даёт прекрасные подробности о религии Шивы; а Гэри Снайдер упоминает, что Шива по-прежнему бог с самыми живыми поклонниками на этой планете.

Шива — это расцвет или развитие Дикаря, чрезвычайно ясно выраженного. Шива сохраняет дикий аспект — его последователи идут голыми и не стригут волосы — но также и аскетический аспект, супружескую сторону и разъярённую сторону или сторону Бхайрава.

Хозяин Зверей в районе вокруг Кавказа, Фессалии, Греции и Крита расширяется и развивается в бога по имени Загрей, Зан, или, на Крите, Зевс.

Древняя критская культура называла Хозяина Зверей — Загреем, а Повелительницу Горы — Кибела. Бык, змея и фаллос говорят за Загрея или Зана, или Зевса, а тигр и лев говорят за Кибелу. По мере развития критской культуры ритуалы рождения младенца Зевса на горе Иде и горе Дикти стали сливаться с ритуалами вокруг младенца Диониса. Напомним, что Дионис появился прямо из бедра Зевса.

После того, как средиземноморские народы стали фермерами и виноградарями, Дионис шагнул вперёд, чтобы нести энергию старого Животного Бога, а Повелительницей Горы стала Ариадна, что означает просто Священная Женщина. Ритуалы вокруг Диониса ясно показывают, как — когда человечество движется к таинству растений — может измениться Хозяин Зверей, сохраняя при этом свою жертвенную сущность. Дионис, как мы говорили раньше, представляет собой гроздь винограда, который будучи разорванным, растоптанным и окружённым тьмой воловьей кожи, даёт каждому в сообществе экстаз, то есть вино. “Ничто не может быть единственным иль целым / То не было разрывом”.

Продолжение Хозяина Животных в форме Диониса принесло огромные дары нашей собственной культуре, в форме греческого трагического театра и всей концепции трагедии. Слово трагедия означает песню (жертвенной) козы. Дионисийское наследие также даёт нам то, за что мы уважаем темноту, солнце под землёй, экстаз вина и тишину, что лежит внутри мужчины, знающего горе. Дионис несёт знание, приходящее к душе, когда она вынашивает плач и разрыв.

Дикарь продолжает своё существование на протяжении кельтских сообществ древней Европы, где он фигурирует под именем Кернунн, или Комель, или Корнелиус, корневым слогом подчёркивая рога оленя. В некоторых кельтских землях он известен как Херн-Охотник, чьи охотничьи собаки белые с красными ушами.

Прекрасная визуализация Кернунна сохранилась в котле, найденном в Ютландии, известном как Котёл из Гундеструпа, и датируемом I веком до н.э. Кернунн виден сидящим в позе йога, держа в одной руке змею, а в другой — шейное кольцо Повелительницы или “torc”, позволяя оленьим рогам и листьям восставать из своей головы. Вокруг него компания, состоящая из дельфина, газели, льва и собаки. Кельтская Артуриана, появившаяся в XII-XIII веках, сохраняет воспоминания о нём, например, в Ивейне, где он назван Хозяином Зверей и Хранителем Фонтана. У женского компаньона Кернунна много имён, среди которых Артио — чей корень совпадает с Артуром — что означает “медведица”.

Тогда слово Дикарь, которое кажется глупым, когда мы впервые его слышим, и которое так легко путается с безответственным или грубым человеком, несёт в себе огромное количество исторической информации.

Когда мы смотрим в прошлое, удерживая у глаз телескоп Дикаря, многие размытые образы попадают в фокус, среди которых Иоанн Креститель — Дикарь, крестивший Христа и Марию Магдалину. Мария Магдалина несёт в себе какое-то чувство света, спрятанного в темноте, который мы связываем с Софией. И София, и Дионис содержат в своих легендах тайну солнца, светящего не как солнце вниз, но скорее солнца в глубине земли, сияющего изнутри вверх.

Хозяин Зверей раннего каменного века, превратившийся затем в Пашупати, Шиву, Диониса и Кернунна, сохраняет и развивает исходную энергию. Он помещён внутри обширных религиозных и мифологических садов, где он расцветает. Но сады заканчиваются на Западе. С сожалением приходится констатировать, что Лесной Бог резко останавливается около 1100 года н.э.; конечно, эту дату можно установить раньше, в первом веке до н.э., когда Цезарь вторгся в Галлию. Как бы то ни было, ясно, что Хозяин Зверей не вносит свою долю влажности и энергии в наши религии. Конечно, как Дикаря его помнят в литературе и в народной фантазии.

Эпилог: Дикарь в Античной Религии, в Литературе и в Народной Жизни, часть 1:
Эра Охотников
эпилог-3: Дикарь в Античной Литературе →
Оглавление
Метки:

Добавить комментарий

Войти с помощью: