Железный Джон, глава 4, часть 3: История: Визит к Королю

Оглавление
пред. 4-4: Король в Трёх Своих Королевствах
Мальчик в нашей истории начал восхождение, когда Дикарь унёс его на плечах. Затем он спустился вместе со своим пораненным пальцем в воду, а затем резко вознёсся, когда его голова обратилась золотом. Затем он опустился ещё глубже во время Пепла на Кухне.

Это вдыхание и выдыхание кажется правильным, и так как мальчик научился этому способу дыхания, мы могли бы оставить его здесь и закончить историю. Каждый мужчина, принявший путь вниз и вовне, становится спустившимся мужчиной: он напоминает Иосифа спустившегося в Египет, и Иова, упавшего с большой высоты, и Гекельберри Финна, спустившегося вниз по реке. Но история не закончена; пока ничего не было сказано о втором Короле.

Большое место в сказочных историях занимают два Короля. Проблемы происходят с собственным отцом — первым Королём, приходится оставить первый замок. Через какое-то время страданий и одиночества на картине появляется второй Король, он находит героя (или героиню) во время охоты, принимает его или её, и ставит задачу. Затем начинается сложный танец, в ходе которого искатель приключений пытается установить плодотворные взаимоотношения с новым Королём.

Мы помним, что мальчик в нашей истории не имеет ремесла. Показав некоторую нехватку отцовского обучения он принимается на работу помощником повара в замке, не являющемся замком его отца. Здесь он получает опыт золы и пепла — несмотря на свои золотые волосы. После того, как он провёл какое-то время на кухне, повар приказывает ему отнести еду Королю. История описывает это так:

Однажды, когда никого не было под рукой, повар приказал мальчику подать еду к королевскому столу. Но так как мальчик не хотел, чтобы кто-то увидел его золотые волосы, он не снял свой головной убор. Такого никогда не случалось в присутствии Короля, и он сказал: «Когда ты подходишь к королевскому столу, то должен снять свою шапку». Мальчик ответил: «Ах, Господин, я не могу; на моей голове язва». Король вызвал повара наверх, и спросил, как он мог взять такого мальчика к себе на службу, и приказал ему уволить мальчика и выгнать его из замка.

Золотые волосы помогают нам уцелеть в подростковом возрасте, но это больше мешает, чем помогает, и мальчик говорит об этом совершенно ясно: «На моей голове язва». Такие волосы — это вкус неба, но мы не знаем, что с ними делать, когда встречаемся с Королём: показать и похвастаться ими или схитрить и скрыть их.

Каждый хочет побыть с «Королём». Мы знаем как сильно девушки хотели находиться рядом с Элвисом — Королём, или как мы чаще слышим, «Принцем». Мы слышим о женщине, которая постоянно вламывается в дом Девида Леттермана, и людях, которые крадут салфетки из комнат Принца Чарльза, или разбивают лагерь поблизости от ранчо Майкла Джексона, или готовы на всё, чтобы быть приглашёнными на вечеринку в Белый дом. Каждый хочет быть с «Королём». Сейчас для многих «Королём» является Далай-лама, для кого-то даже затмевая Папу Римского.

Жажда по отцу превращается в жажду по Королю. Но история говорит, что наличие золотых волос не даёт возможности остаться в его палатах.

Быть может, каждый из нас взял на себя разновидность кухонных работ, познакомился с пеплом и даже пережил катабасис, но это не означает, что мы можем на долгое время остаться с Королём. Охранники берут нас и выпроваживают вон. Это то, что говорит нам история.

Поэтому возникает несколько вопросов: почему у нас так много голода по «Королю»? И почему в наши двадцать и тридцать визиты к нему так коротки?

Каждый из нас помнит свои подростковые влюблённости в учителей, краткие встречи со знаменитостями и концертными исполнителями, неловкие беседы с известными писателями, к которым мы пришли за советом. Если «Король» принимает нас, мы можем обнаружить себя в ученичестве, для которого у нас недостаточно дисциплины. Женщина, идущая в палаты к гуру, может к своему ужасу обнаружить, что он хочет заняться с ней любовью. А иногда забота «Короля» оказывается истинной, но мы говорим невпопад… мы так сильно хотим похвалы и одобрения, что получая его, смущаемся — происходят неловкие вещи — и мы отступаем, безнадёжно растерянные.

Конечно, Король или Королева не могут существовать физически, то есть, в нашем мире. Двенадцатилетние переживают необъяснимый опыт света, который не могут никак назвать. Обычно, они не знают мифов, которые могли бы помочь им сравнить этот опыт со сказочным. Четырнадцатилетние понимают всю математику в единой вспышке или знают, что говорят индийские святые, они путешествуют по частям разума, не посещаемым ранее, и имеют проблески религиозного экстаза. Такой опыт подобен вознесению на Седьмое небо и резкому падению обратно на землю.

Как поклонники Романтизма мы тоскуем по этому океаническому чувству, ощущавшемуся нами в утробе матери, когда мы были божественны и питались амброзией. Зависимость равнозначна побегу из ограничений и задержке в покоях Короля. Многие из нас взбегают вверх по лестнице даже прежде, чем повар попросит нас об этом, и через алкоголь, секс или кокаин продлеваем мгновения этого визита. Можно сказать, что вся наша культура сегодня одержима одной этой сценой из «Железного Джона» — визитом к Королю. Но тот, кто посещает его до призыва или слишком задерживается — падает обратно в пепел.

Бары для одиноких напоминают покои Короля. Сексуальный охотник внутри мужчин и женщин, смешавшись в этот момент с любовником, экстравагантно обещают экстатические поездки, вознесение в небесные чертоги и эротические изыски. Дух страдает во время этих нуждающихся союзов.

Такая охота, как говорит Шекспир:

Утолено, — влечет оно презренье,
В преследованье не жалеет сил.
И тот лишен покоя и забвенья,
Кто невзначай приманку проглотил.
Безумное, само с собой в раздоре,
Оно владеет иль владеют им.
В надежде — радость, в испытанье — горе,
А в прошлом — сон, растаявший, как дым.
Все это так. Но избежит ли грешный
Небесных врат, ведущих в ад кромешный?

Перевод С.Маршака

Бары для одиноких — это фантастические алхимические печи, где пытаются сплавить неочищенные металлы, день за днём, ночь за ночью.

По какой-то причине, визиты к Королю, когда мы молоды, не продолжаются долго. Алхимики бы сказали, что даже когда мы хорошо выполнили работу пепла, душа по-прежнему заражена инфантильным голодом, нереалистичными надеждами и яростью на наших родителей или партнёров. Ещё один способ рассказать о том, что есть что: на кухне мы познаём свои чувства; мы узнаём дерево, мы узнаём огонь, и мы узнаём пепел, вот и всё.

Наша душа, находясь на кухне, напоминает какой-то искажённый разнородный камень. Дух, светлый и прямой, пока не может сделать чистый оттиск на этом необработанном материале.

Король напротив — живущий в своей комнате высоко в замке среди воздуха и солнечного света — предполагает солнечную мощь и священный разум. Король пребывает в единстве; он не искажён, не разнороден по сравнению с пепельным мальчиком или девушкой-золушкой; и он смотрит на вопросы иначе. Мы не должны удивляться тому, что визит мальчика в истории был таким коротким.

Эдвард Эдингер, суммируя заключения алхимиков относительно этой точки, говорит: «Малая [свадьба] — это союз или сплав веществ, которые ещё недостаточно отделены или отчётливы. За этим всегда следует смерть…»

Алхимики рассказывают о большой свадьбе или «великой свадьбе», происходящей позднее; и мы увидим, что она также произойдёт в самом конце нашей истории.

История Железного Джона — это история танца, в котором юноше постепенно и со многими колебаниями удаётся приблизиться ко второму Королю.

Мы знаем, что в нашей жизни история может закончиться прям на кухне, вся сразу. В ответ на просьбу принести суп Королю, некоторые скажут «Здесь никого нет» или «Пусть сам несёт свой суп». Если человек путает уровни, он может сказать «Я приношу суп только себе, и никогда не принесу его никому другому, даже Королю».

Те, кто игнорируют «повара» могут застрять на кухонном этапе на долгие годы, к счастью или несчастью отождествляя себя с ребёнком-жертвой, знакомым лишь с пеплом. Некоторые дети чувствуют страх переступания порога; им кажется, что безопаснее остаться в пепле. Мрачные писатели, такие как Уильям Берроуз или Джон Хоукс пишут из таких застреваний, настаивая на том, что всё есть пепел.

Если посещение покоев Короля так важно — и так эмоционально значимо — мы должны более подробно рассмотреть, что Древний мир имел в виду под словом «Король».

пред. 4-4: Король в Трёх Своих Королевствах
Оглавление
Метки:

Добавить комментарий

Войти с помощью: