↑ Оглавление | |
← 8-3: Ранение от Вепря, Убившее Адониса | 8-5: Ранение как Мужское Лоно → |
Когда старейшины принимают ритуал, они придерживаются основной церемонии, но её настроение меняется. Если старая форма, как они видят, ослабит мужчин, то новая форма может укрепить их. Сохранив эту модель в разуме, можно представить себе, что старейшины-инициаторы в Греции взяли ритуал вепря и видоизменили его так, что юношей перестали приносить в жертву.
Одиссея на самом деле объявляет, что такое время настало. Мальчишеское приключение Одиссея с вепрем, о котором сообщает Гомер, тогда было бы важным. Одиссей, как описывается в этой истории, охотился на вепря «со своим дедом», и это говорит о том, что теперь весь ритуал находится на попечении стариков. Гомер рассказывает историю в девятнадцатой книге “Одиссеи”, а Роберт Фитцджеральд так её описывает:
Топот гончих ног, мужских ног вепря разбудил
Как они подошли — и из этой лесной засады
С ощетинившейся бритвами спиной и бешеными глазами
Он бежал и застыл в страхе. Одиссей,
Над ним находясь, первый выстрел сделал,
В лёгкое попав ему; но вепрь уже атакует под длинным копьём.
Он зацепил наискось одним белым клыком и вырвал
Плоть выше колена, но кость не задета.
Одиссея второй удар удался на славу,
Его блестящее копьё проходит сквозь плечо;
И зверь застонал, чувствуя, как уходит жизнь.
Мы могли бы сказать, что у нас к этому времени есть два вида мужчин: те мужчины, которых вепрь убивает, и те мужчины, у которых остаются лишь шрамы. Есть мужчины, не выжившие в схватке с негативной стороной Великой Матери, и есть мужчины, которые выжили. Когда бой проходит под присмотром старейшин — дедов — нападение вепря оставляет лишь шрам. Сам мужчина остаётся в живых, и взрослея, становится хитёр, как Одиссей, и полон знания.
Ритуал вепря начался с убийства непосвящённого мальчика и превратился в церемонию, отмечающую поздний и решающий этап в суровом мужском испытании. Это изменение напоминает нам о развитии, что Осирис прошёл в египетской религии, что способствовало стабильности Египта. Осирис, представляемый лишь сыном Ириды, стал её “братом” и “мужем”.
Одиссей, как отмечает Джеймс Хиллман, это не однобокий герой, как многие другие греческие герои, вспыхивающие и умирающие как мелкие цветы. Одиссей удивляет своей силой в мужской линии: он даёт много гордости своему отцу и много тепла своему сыну. Мифологически, Одиссей объединяет в себе дерзкого юношу, “puer”, и устойчивого старика, “senex”.
Интересно, что когда римляне перевели Одиссею, то дали самому Одиссею имя Улисс (Ulixes), которое некоторые считают союзом oulas, раны, и ischea, бедра. Имя Одиссея становится, буквально, раной бедра. Он получает раны и живёт. Римляне, должно быть, почувствовали эту деталь в жизни Одиссея, как очень важную.
Позже в Одиссее, в двадцать четвёртой книге, есть изумительная сцена, где Одиссей тайно возвращается на Итаку и останавливается в избе свинопаса (опять свиньи). Его старая няня моет путешественника, и когда она видит рану на бедре, то вдруг понимает, кто он. Новый мужчина может быть признан через шрам на его бедре.
Что-то за пределами обыденности происходит, когда люди Короля ранят юношу в ногу. Теперь мы можем различать рану от вепря, забирающую мальчика в рай, и рану от вепря, оставляющему ему шрам на бедре. Если у нас есть этот шрам, наша «старая нянька» может признать нас. Другие могут видеть, кто мы есть, но наше собственное зрение, видимо, так же становится яснее.
Вполне вероятно, что в “Железном Джоне” мы имеем дело с раной от инициаторов, возможно, рана нанесена физически старейшинами-инициаторами в прошлом. Мы можем предположить, что наставники давали юноше рану в бедре на какой-то поздней стадии посвящения. Одиссей, как мы уже упоминали, имеет шрам от такой раны, и мы знаем, что он был посвящённым мужчиной; например, он “тринадцатый” в группе, отправившейся к Цирцее.
Что такое шрам? Американские индейцы имеют великолепную традицию шрамов, о чём Хромой Олень кратко намекает в своей биографии. Я слышал, что традиция говорит так: “Когда вы умрете, то встретитесь со старухой, и она съест ваши шрамы. Если у вас нет шрамов, она съест ваши глаза, и ты будешь слеп в следующем мире.” Эта история движется ужасно быстро, но она конечно защищает ценность шрамов.
Если мужчина не имеет шрамов, он становится слеп в следующем мире, но, возможно, мужчина без шрамов слеп и в воображаемом мире. Одиссей свидетельствует о том, что шрам помогает ему видеть, как он движется от одного таинственного острова к другому, мужчины с ним раздавлены камнями или съедены Циклопами, или превращены в свиней (снова свиньи!) Цирцеей; он видит то, чего не видят они, и он выживает в этих опасностях, хотя и еле-еле.
Мне кажется, что ранение юноша, полученное от людей Короля — это не конкретно сексуальная рана или рана, данная отцом, не только увечье, которое тоже есть. Это намёк на посвятительный ритуал, управляемый старейшинами, о котором мы забыли. Видимо, рана ноги, когда она достигнута ритуально, или посредством пространства старейшин, укрепляет юношей. Посмотрим, какого рода сила может быть получена.
← 8-3: Ранение от Вепря, Убившее Адониса | 8-5: Ранение как Мужское Лоно → |
↑ Оглавление |