Железный Джон, глава 8, часть 4: Не Убивающее Ранение от Вепря

Оглавление
8-3: Ранение от Вепря, Убившее Адониса 8-5: Ранение как Мужское Лоно →
Бруно Беттельгейм детально изучил обряды посвящения аборигенов и подытожил некоторые из своих выводов в Символических Ранах. По мнению Беттельгейма, аборигены говорят, что Великая Мать учредила определённые ритуалы, связанные с мужской инициацией. Только позже, судя по всему, мужчины взяли их себе.

Когда старейшины принимают ритуал, они придерживаются основной церемонии, но её настроение меняется. Если старая форма, как они видят, ослабит мужчин, то новая форма может укрепить их. Сохранив эту модель в разуме, можно представить себе, что старейшины-инициаторы в Греции взяли ритуал вепря и видоизменили его так, что юношей перестали приносить в жертву.

Одиссея на самом деле объявляет, что такое время настало. Мальчишеское приключение Одиссея с вепрем, о котором сообщает Гомер, тогда было бы важным. Одиссей, как описывается в этой истории, охотился на вепря «со своим дедом», и это говорит о том, что теперь весь ритуал находится на попечении стариков. Гомер рассказывает историю в девятнадцатой книге “Одиссеи”, а Роберт Фитцджеральд так её описывает:

Топот гончих ног, мужских ног вепря разбудил
Как они подошли — и из этой лесной засады
С ощетинившейся бритвами спиной и бешеными глазами
Он бежал и застыл в страхе. Одиссей,
Над ним находясь, первый выстрел сделал,
В лёгкое попав ему; но вепрь уже атакует под длинным копьём.
Он зацепил наискось одним белым клыком и вырвал
Плоть выше колена, но кость не задета.
Одиссея второй удар удался на славу,
Его блестящее копьё проходит сквозь плечо;
И зверь застонал, чувствуя, как уходит жизнь.

Мы могли бы сказать, что у нас к этому времени есть два вида мужчин: те мужчины, которых вепрь убивает, и те мужчины, у которых остаются лишь шрамы. Есть мужчины, не выжившие в схватке с негативной стороной Великой Матери, и есть мужчины, которые выжили. Когда бой проходит под присмотром старейшин — дедов — нападение вепря оставляет лишь шрам. Сам мужчина остаётся в живых, и взрослея, становится хитёр, как Одиссей, и полон знания.

Ритуал вепря начался с убийства непосвящённого мальчика и превратился в церемонию, отмечающую поздний и решающий этап в суровом мужском испытании. Это изменение напоминает нам о развитии, что Осирис прошёл в египетской религии, что способствовало стабильности Египта. Осирис, представляемый лишь сыном Ириды, стал её “братом” и “мужем”.

Одиссей, как отмечает Джеймс Хиллман, это не однобокий герой, как многие другие греческие герои, вспыхивающие и умирающие как мелкие цветы. Одиссей удивляет своей силой в мужской линии: он даёт много гордости своему отцу и много тепла своему сыну. Мифологически, Одиссей объединяет в себе дерзкого юношу, “puer”, и устойчивого старика, “senex”.

Интересно, что когда римляне перевели Одиссею, то дали самому Одиссею имя Улисс (Ulixes), которое некоторые считают союзом oulas, раны, и ischea, бедра. Имя Одиссея становится, буквально, раной бедра. Он получает раны и живёт. Римляне, должно быть, почувствовали эту деталь в жизни Одиссея, как очень важную.

Позже в Одиссее, в двадцать четвёртой книге, есть изумительная сцена, где Одиссей тайно возвращается на Итаку и останавливается в избе свинопаса (опять свиньи). Его старая няня моет путешественника, и когда она видит рану на бедре, то вдруг понимает, кто он. Новый мужчина может быть признан через шрам на его бедре.

Что-то за пределами обыденности происходит, когда люди Короля ранят юношу в ногу. Теперь мы можем различать рану от вепря, забирающую мальчика в рай, и рану от вепря, оставляющему ему шрам на бедре. Если у нас есть этот шрам, наша «старая нянька» может признать нас. Другие могут видеть, кто мы есть, но наше собственное зрение, видимо, так же становится яснее.

Вполне вероятно, что в “Железном Джоне” мы имеем дело с раной от инициаторов, возможно, рана нанесена физически старейшинами-инициаторами в прошлом. Мы можем предположить, что наставники давали юноше рану в бедре на какой-то поздней стадии посвящения. Одиссей, как мы уже упоминали, имеет шрам от такой раны, и мы знаем, что он был посвящённым мужчиной; например, он “тринадцатый” в группе, отправившейся к Цирцее.

Что такое шрам? Американские индейцы имеют великолепную традицию шрамов, о чём Хромой Олень кратко намекает в своей биографии. Я слышал, что традиция говорит так: “Когда вы умрете, то встретитесь со старухой, и она съест ваши шрамы. Если у вас нет шрамов, она съест ваши глаза, и ты будешь слеп в следующем мире.” Эта история движется ужасно быстро, но она конечно защищает ценность шрамов.

Если мужчина не имеет шрамов, он становится слеп в следующем мире, но, возможно, мужчина без шрамов слеп и в воображаемом мире. Одиссей свидетельствует о том, что шрам помогает ему видеть, как он движется от одного таинственного острова к другому, мужчины с ним раздавлены камнями или съедены Циклопами, или превращены в свиней (снова свиньи!) Цирцеей; он видит то, чего не видят они, и он выживает в этих опасностях, хотя и еле-еле.

Мне кажется, что ранение юноша, полученное от людей Короля — это не конкретно сексуальная рана или рана, данная отцом, не только увечье, которое тоже есть. Это намёк на посвятительный ритуал, управляемый старейшинами, о котором мы забыли. Видимо, рана ноги, когда она достигнута ритуально, или посредством пространства старейшин, укрепляет юношей. Посмотрим, какого рода сила может быть получена.

8-3: Ранение от Вепря, Убившее Адониса 8-5: Ранение как Мужское Лоно →
Оглавление
Метки:

Добавить комментарий

Войти с помощью: